Как решаются городские проблемы на примере города Трир?

Блог

Посчастливилось в ноябре провести недельку в немецком городе Трир, где меня с другими членами ДемАльянса любезно принял экс-вице-мэр города Норберт Нойхауз. Свои заметки по каждому направлению я буду комментировать с позиции жителя Днепропетровска.

Для справки: Трир – немецкий город с населением в 105 тыс. человек, является самым старым городом Германии.

РЕЛИГИЯ.

Знакомство с городом началось с воскресной утренней мессы. В 10 утра мы пришли в собор, который был полон верующими. В западной Германии около 85% немцев верующие. Хотя религия формально и отделена от государственной власти, она имеет большое влияние. Одно из ключевых отличий, бросающихся в глаза – в соборах практически нет культа золота. Преобладают скульптуры. В оформлении - белые и серые тона. У нас же в церкви такое впечатление, что священники соревнуются, у кого больше золота в оформлении, чей крест на груди более дорогой.

Религия в жизни немцев является частью жизни. Она формирует моральные ценности и отношение ко всему окружающему.

 

ПЛАНИРОВАНИЕ ЦЕНТРА ГОРОДА

Это пожалуй одна из наиболее интересных тем. В Трире каждый кусочек города является неотъемлемой частью функционирования целостной системы, связанный с функционированием соседних регионов и областей. Большинство жителей живут в 2-3 этажных домах, с планировкой квартир в 1-2 этажа. У большинства семей есть свой кусочек земли у дома, где можно отдохнуть и сделать компостную яму для сокращения количества мусора и экономии на удобрении, что описано в книге-инструкции по обращению с мусором.

Каждый дом должен на каждую семью иметь по 2 паркоместа. Если их нет – оплачивается за каждое паркоместо 10 000 евро в бюджет города и за эти средства строятся городские парковки.

Отдельного внимания заслуживает планирование центра города. На въездах в город стоят подземные паркинги. По пути движения в центр установлены дорожные знаки с цифровыми табло, где указано количество свободных мест на каждом паркинге. Внедряется кар-шаринг. Но довольно своеобразно и экологично. На парковках есть электромобили, которые можно взять напрокат почасово. В центре города планируются ТРЦ так, чтобы люди заходя в них за одной услугой, должны были пойти далее в другое место за другой. Например, в одном здании – кинотеатр, в другом – одежда, в третьем – книги. Чтобы попасть на автостанцию или парковку, нужно пройти по арке торгового центра. В Трире есть утвержденные списки вещей, которые должны продаваться в городе, и вещей, которые должны продаваться за городом. Например одежда и еда продаются в центре. Благодаря этому жители на выходных гуляют по городу и общаются, а не едут за город в Wallmart, как американцы. И не пропадают из городского пространства как днепропетровцы, заходя в ТРЦ. А мебель, например, продается за городом, т.к. за нею не так часто нужно ездить и ее покупают редко. Сейчас эту практику перенимают и другие города мира, которые задались вопросом пустых центральных улиц в выходные дни.

Если какой-то парк, например, перестает пользоваться спросом, через него могут сделать короткий путь или открывают рядом летнюю террасу ресторана, чтобы появлялось ощущение людности, которое привлекает людей. Если же парк или любую другую зону не удается использовать эффективно, город прекращает ее финансирование и меняет ее назначение. Правда, бывают и особые случаи. Например, когда в одном из районов стало невыгодно содержать бассейн, сторонники плаванья провели общественный совет и на нем решили, что будут доплачивать недостающую сумму на содержание бассейна. И бассейн сохранили, и нагрузкой для городского бюджета он не стал.

Каждая улица, кстати, имеет свой рейтинг человекопотока. Благодаря нему иногородним инвесторам легко подбирать себе необходимое торговое помещение для аренды.

ЖИЛЫЕ РАЙОНЫ

Содержание дорог и прочей инфраструктуры в жилых районах происходит совместно местным бюджетом и жителями. Например, если дорога тупиковая и ведет лишь к жилым домам, то почти все затраты по обслуживанию дороги и придомовых коммуникаций ложатся на жителей вокруг этой дороги. Если же дорога не тупиковая, то затраты производятся в процентном соотношении с бюджетом города, в зависимости от уровня нагрузки дороги. Стоимость 1 кв.м. инфраструктуры составляет в среднем около 3000 евро. Эти средства могут собираться постепенно, но могут и разово в несколько десятков лет. Но если пришло время оплачивать обновление инфраструктуры, а кто-то не имеет средств, его имущество может быть продано для оплаты инфраструктуры.

Один из ключевых принципов при планировании в Трире состоит в том, что нужно учесть интересы всех сторон. Например, женщины могут лучше понимать как расположить супермаркет, т.к. они чаще ходят за покупками. Люди с ограниченными возможностями рассказывают о своих пожеланиях при планировании уличной инфраструктуры.

Есть в Трире район, где живут люди с ограниченными возможностями рядом с обычными людьми. 2-х этажные дома, на уровне 2-го этажа они соединены между собою дорожками без ступенек, а между 1 и 2 этажем есть лифт. Есть там и свой мини-центр, где комфортно отдыхать всем. Уменьшить ощущение изолированности и сделать равными с другими людей с ограниченными возможностями – важная задача для немцев.

Еще один район спроектирован для частных предпринимателей. Там в каждом доме помимо жилых комнат, спроектированы и офисы на 2-5 человек. Очень удобно.

Довольно интересный опыт получил Трир в начале 2000-х, когда город покинуло около 10 000 военнослужащих из Франции и США, которые после 2-й мировой войны находились там. К этому выселению городская власть готовилась около 10 лет. На их месте построили жилые и бизнес-кварталы с парками. К восстановлению территории были привлечены не только средства городского бюджета, но и возможности строительных и ландшафтных компаний, которые в обмен на свою помощь получили рекламу возле своих построек. Так немцы конвертировали городской патриотизм в реальную выгоду.

 

МУСОР.

Отношение немцев к мусору – отдельная тема. Не понимаю, почему мы до сих пор не уделяем достойного внимания проблеме мусора, ведь согласно разным оценкам, мы уже им заняли около 10-12% нашей страны.

В каждом доме лежит книжечка формата А5 в 40 страниц с инструкцией по обращению с мусором и графиком его вывоза. Каждый немец, согласно закону, должен сортировать мусор. У нас тоже в доме стоял контейнер для бумаги, органики, пластика, и прочего мусора. Норма мусора рассчитывается по общему контейнеру для мусора и составляет не менее 20 л. на человека. В год семья из 4 человек платит около 100 евро за 80-литровый контейнер. Если же сортировка мусора не выполняется, тогда семье нужно заказать более вместительный контейнер и соответственно платить больше. Крупногабаритный мусор вывозится не реже чем 1 раз в 2 недели, и чтобы его забрали, нужно позвонить и согласовать дату в мусорной компании. Очень часто немцы выбрасывают довольно хорошие вещи, потому перед тем как что-то выбросить, эти вещи ставятся на улице и каждый желающий может взять себе что-то. Среди выкидываемых вещей много мебели, которая в разы лучше той, что стоит у меня дома :) Жалко, что в самолете у нас объем багажа ограничен. Норберт, показывая нам как сортировать мусор, даже отклеивал с пластиковой упаковки бумажную этикетку, чтобы выбросить ее отдельно.

Посетили мы и мусороперерабатывающий завод. Этот завод обслуживает полностью регион Трира + несколько близлежащих регионов (около 400 тыс. человек). Работает здесь до 100 человек. И судя по уровню автоматизации самого завода, где все управляется при помощи автоматики, большая часть сотрудников – это водители мусоровозов, подвозящих мусор. Стоимость завода и инфраструктуры составляет около 100 млн. евро. Срок эксплуатации – 30 лет. Что интересно, завод оснащен современной технологией сушки, дробления и сортировки мусора по видам материалов. Получается, что совсем скоро, немцы откажутся от сортировки мусора в домашних условиях. Это уже могут делать на заводе. Ведь качество сортировки вырастает с 50 до 99%. Также большое внимание уделяется экологии. Старые свалки накрываются, чтобы нейтрализовать попадание в них воды и распространение загрязнения почвы. Благодаря накрытию, удается собрать метан, который может использоваться как газ, либо же можно его конвертировать в электроэнергию, для чего есть соответствующие установки. Вода, которая все же попала ранее в свалку, собирается и очищается. Завод продает пластик, электроэнергию, газ. В стоимость тарифа заложено полное обновление завода через 30 лет.

В Днепропетровске мы до сих пор не сортируем, а сжигаем или складируем мусор. По сути, имея от мусоросжигательного завода лишь затраты. Мусор у нас так и не стал вторичным сырьем. Даже урны для пластика чаще всего вывозятся вместе с остальным мусором. Правда, в последнее время из-за резкого падения гривны и соотв. роста цены на пластик, интерес к сортировке начал появляться.

 

ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ЗОНЫ

В Германии заводы вынесены за город, для них создана отдельная промышленная инфраструктура. Некоторые индустриальные зоны даже имеют свои специфики, предприятия которых могут взаимодействовать между собой. Вообще отношение к бизнесу в Германии очень уважительное. Связано это с тем, что создание рабочих мест – одна из ключевых задач городских властей, т.к. большая часть бюджета города уходит на социальную помощь безработным. Потому городская власть часто идет на огромные уступки для бизнес-структур, которые могут трудоустроить десятки или сотни людей. Например, могут продать землю для завода за 1 евро.

Есть в привлечении бизнеса много нюансов. Начиная от стандартов по инфраструктуре индустриальных зон, и заканчивая разными хитростями. Например, в Трире если бизнесмен планирует расширяться, ему продают вначале необходимый ему кусочек земли, и бесплатно резервируют под него рядом необходимый ему кусок земли под расширение. Если все идет по плану, то бизнес расширяется. А ведь если бы земля не была зарезервирована, то вполне возможно для расширения предприятию пришлось бы сменить город, а это означало бы потерю рабочих мест и налогов для Трира.

ОБРАЗОВАНИЕ

Оно в Трире бесплатное. Более того, студенты получают стипендию. Но студенты платят 280 евро в семестр за студенческий, который является и проездным. В столовой университета мы отлично пообедали 1 и 2 блюдом и йогуртом за 2,5 евро. Что очень дешево.

Университетская библиотека работает с 6 утра и до полуночи. В день туда заходит около 3000 человек, а ближе к сессии – более 10 000. При том, что в университете учится 15 000 студентов. Секрет успеха в том, что в библиотеке комфортно находиться, есть открытый доступ к миллионам книг с поиском по компьютеру, и есть множество стеклянных комнат, где можно уединиться с друзьями для обсуждения какой-либо темы. И если  у нас студенты между лекциями проводят время в столовых или на улице, то в трирском университете они идут в библиотеку. Вообще уровень погружения в процесс обучения там довольно высокий и равномерный. Это не наше «от сессии до сессии». И знания там выдаются более практичные. Меня очень удивило, когда мы были на форуме электромобилей и там профессора и студенты трирского университета выступили наряду с французскими и немецкими автопроизводителями, представив свою разработку электромобиля. Университет идет в ногу с развитием технологий. Можно ли представить себе подобный уровень в ДНУ?

ТРАНСПОРТ

Как и в случае с мусоров, в доме у каждого жителя есть брошюра, которая описывает тарифную политику, график и маршруты движения общественного транспорта. Конечно, можно увидеть в какое время и на какой остановке находится каждый автобус. Это очень хорошо экономит время.

Важный нюанс: транспорт ходит круглосуточно! В ночное время и в выходные дни (т.к. жители Трира в выходные ездят больше на авто) реализована система «звездного» сообщения. Это значит, что число маршрутов из каждого спального района ограничивается до одного, и все они едут в центральную точку города, откуда на 2-м автобусе можно уехать в любую другую точку города.

У нас такое ночное сообщение легко можно было бы организовать с точкой пересадки в центре или возле ж/д вокзала.

КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ

Есть в Трире в центре города бывшая швейная фабрика, которая съехала. В ее помещении сделали ремонт и отдали его для разных общественных организаций города, превратив в культурно-общественный центр TUFA. Там проходят различные кружки, мастер-классы, танцы, выставки, форумы, презентации. Любая гражданская инициатива может быть поддержана и получить в инструментарий возможности этого центра.

В городе есть 2 общественных библиотеки. Одна публичная и одна научная. Хотя доступ к университетским библиотекам открыт не только для студентов. Мы туда прошли без каких-либо ограничений. Публичная библиотека предназначена для чтения популярных и художественных книг. Ее посещает около 100 тыс. человек в год со всей области. Работает в ней 17 человек. В научной библиотеке посещаемость ниже, потому на ее базе работает публичный институт, который проводит различные обучающие мероприятия для населения. На вопрос, почему у библиотек нет филиалов по городу, нам ответили, что у них есть доступ к огромной электронной базе книг через Интернет, а сторонники бумажных версий могут воспользоваться автобусом и приехать в библиотеку.

К сожалению, в театр или кино мы сходить не успели. Да и знание немецкого не позволяет это сделать.

ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ

В один из дней мы посетили пассивный дом. В нем не было батарей, хотя часть стен все же обогревались, но затраты на отопление в 5-10 раз ниже чем в обычном доме. Утеплен до 30-сантиметровым слоем конопли. Также мы посетили школу, в которой все освещение было диодным (экономия – 90%), а отопление – автономным, на базе дров с близлежащего леса. На крыше – солнечные панели. Что интересно, система освещения в школе саморегулируется в зависимости от уличного освещения. Как результат – дети лучше концентрируются на учебе.

Энергосбережение начинается с учета всех потребляемых ресурсов. Дома Норберт показывал нам как мыть посуду. Нужно набирать воду в тазик и в нем мыть с моющим средством. Потом протирать посуду и ставить на полку. На вопрос, не осталось ли вредной химии на посуде, мы получили ответ, что это в Украине химия вредная, а в Германии – нет. На каждой батарее у нас регулятор теплоты. На ночь увеличиваем, днем – ставим на минимум. Норберт в своей квартире на 60м.кв. платит около 60 евро за отопительный сезон. Хотя другие люди, менее энергоэкономные, могут платить за такую же площадь и 200 евро.

ВЫВОД

Трир дает нам хороший пример того, как нужно жить и планировать свой город. К каждой проблеме немцы умудряются подойти со всех сторон, выработать наиболее эффективное решение и внедрить его, используя при этом минимальные ресурсы.

Экономия средств и ресурсов заслуживают отдельного уважения. Как на уровне рядового жителя, так и на уровне города. Городская власть пытается каждый пункт своих затрат минимизировать или даже сделать самоокупаемым. Но при этом сохраняя высокие стандарты качества и учитывая мнения разных групп общества. Такой подход требует высокого и качественного уровня коммуникации городской громады между собой. Трир - один из наиболее комфортных городов для проживания в Германии.

 

А что Днепропетровск, развивается? Бюджет у нас хоть и большой, но это бюджет “проедания”. У нас нет каких-то кардинальных улучшений в 2013-2014гг, как и нет грандиозных планов на 2015 год. И если о разработке электромобилей Днепропетровску можно только мечтать, то о строительстве мусороперерабатывающего завода, контроле своих затрат и налаживании круглосуточного общественного транспорта нашей власти стоило бы задуматься. Электротранспорт у нас получает дотацию из гор. бюджета около 120 млн в год, непонятно зачем 20 лет вкладываются деньги в убыточное и недостроенное метро. На 2015 год предложенный бюджет предприятий культуры предложено увеличить до 150 млн., но какие достижения и эффективные мероприятия будут проведены? Никто не знает. Уровень коммуникации городской власти с днепропетровцами сознательно держится на уровне нуля. Ведь когда нет детальной информации о потраченных бюджетных средствах, нет и вопросов по качеству этих трат. Страна живет в ожидании дефолта, но чиновники не желают менять подходы. В руководящем составе городских властей бюджет воспринимается как средство личного обогащения. Очень обидно, что пока многие города развиваются, Днепропетровск чего-то ждёт. Чтобы изменить эту тенденцию, нужно нашему городу выкристаллизовать актив, который не даст существующей власти топтаться на месте, и либо заставит ее работать, либо вынесет на улицу вместе со всеми коррупционными схемами. Давайте равняться на лидеров. Благо и в Украине есть города, которые могут дать нам более эффективные примеры управления.

Дмитрий Хозин.