Flag en eef5dfcf529bb65add988575f9f28829b7c6629d7312bb89a31612eb494d6b76
Новини осередку

Голова одеського ДемАльянсу дав інтерв'ю щодо позову, який на нього подав мер Одеси Олексій Костусєв

00:00, 12.10.2011

Автор: Адміністратор

Новина

Молодежная организация «Демократический Альянс» известна массой мирных протестных и благотворительных акций, результативных и креативных. Это и ежегодный «Вышиванковый фестиваль», акция «Нет закону 2450», благотворительная инициатива «Сердце к сердцу», ежегодная помощь детям на праздник Святого Николая. Лидер молодежной организации Алексей Черный, первый в Одессе, в рамках закона «О доступе к публичной информации», позволил одесситам увидеть, на какие средства живет мэр Одессы Алексей Костусев, чем вызвал бурю негодования и, как результат, ему предстоит судебная тяжба с мэром. Правда, ему так и не удалось получить разъяснение, чем именно угрожали его действия репутации городского головы. О своем отношении к плохо состряпанному делу «Костусев против СМИ и общественников», а также об отношении молодого лидера к суду над Тимошенко и о провокациях в свой адрес Алексей Черный рассказал нашему корреспонденту.

- Алексей, сегодня у Вас суд. Как общий настрой?

- Настроение замечательное. Последние две недели была слегка напряженная ситуация, поскольку мне не давали ознакомиться с материалами дела. Но в пятницу я материалы все-таки получил. И выдохнул с облегчением. Поданный Костусевым иск – это просто жалкое зрелище, душераздирающие зрелище. Судья вообще не должен был его принимать в производство. То, что в деле нет ни одного доказательства, это еще полбеды. Но в деле даже нет описания того, в чем я, собственно, обвиняюсь. Написано – распространение неправдивой информации. А вот когда, кому, каким образом и какую именно информацию я распространял – забыли написать. А судья обязан был проверить, есть ли ответы на вышеперечисленные вопросы в деле. Это требования Верховного суда Украины.

Поскольку они не смогли придумать, каким образом я распространял информацию, то и доказательств собрать не смогли. Мне это напоминает сцену в «Иване-Денисовиче» Солженицина. Главный герой получил 10 лет с формулировкой «Измена родине. В плену был завербован и перешел через границу с целью исполнения спецзадания». Какое спецзадание, ни следователь, ни главный герой придумать не смогли. Поэтому так и оставили - «С целью исполнения спецзадания».

- Но ведь Вы же действительно распространили информацию о доходах Костусева? И о миллионе материальной помощи все узнали именно из Вашей уст?

- Да, действительно, я предал гласности декларацию о доходах мэра за 2010 год. Но это открытый документ, я его официально получил и официально распространил. Никакой неправдивой информации в декларации Костусева не было. Суть претензий мэра в другом. Я распространил декларацию 10 августа. И Интернет просто взорвался. Получить больше миллиона материальной помощи – это возмутило наших униженных людей. Но вместо того, что бы дать комментарий и объяснить людям, откуда Костусев получил такие деньги, мэр решил отсидеться. Небось, пронесет. А не пронесло.

На третий день пребывания информации в Интернете кто-то из журналистов сделал предположение, что деньги получены Костусевым из бюджета города. Если бы у личности мэра был хоть какой-то авторитет, то так бы этот слух и затих на местном уровне. Но информация практически мгновенно облетела все Интернет-порталы Украины, и не только Интернет сайты. Даже очень известные и маститые издания перепечатали эту новость. Костусеву стоило бы задуматься над своим авторитетом. Как говорят студенты «Первые два года ты работаешь на зачетку, остальные годы – зачетка работает на тебя».


- То есть Вы хотите сказать, что Костусев сам виноват, а журналисты белые и пушистые?

- Нет, не белые и не пушистые. Я сам часто нервничаю, когда читаю, что пишут журналисты о «ДемАльянсе». Бывает, что все с ног на голову поставят. И часто это происходит не со зла. А просто потому, что отсутствовала объективная информация. Если журналисты не имеют всей информации, то они дописывают недостающую часть сами. Это азы работы с прессой. А Костусев, судя по всему, даже этих азов не знает.

Даже после того, как центральные издания напечатали о том, что деньги получены из бюджета Одессы, он продолжал отмалчиваться. Пока через неделю после выхода материала ему не позвонил вице-премьер и не попросил отреагировать. Тогда Костусев наконец-то вышел на пресс-конференцию и озвучил версию о наследстве, полученном от друга отца.

- Вы верите в эту версию?

Я верю фактам. А фактов пока нет. Костусев наверное снова ждет звонка из Кабмина, чтобы оторваться от кресла, взять завещание, подойти к ксероксу и сделать копию. Сначала, я даже поверил было в эту версию. Слишком она глупая для того, что бы ее придумывать. Но слишком уж затянулась пауза между объяснениями мера и предъявлением доказательств.

- Вы обвиняете Костусева во лжи?

- Нет, но я с огромным удовольствием это сделаю, если у меня будут факты. Пока что я сделал информационный запрос в Государственную налоговую администрацию с просьбой предоставить все материалы по делу о материальной помощи Костусева.

- Чувствуется, что Вы не любите мера. Почему?

- А кто его любит? Я не удивлюсь, если прочитаю в СМИ новость о том, что в городе таинственным образом пропадают сторонники Костусева. Нет, не в том смысле, что их режут на органы, а в том смысле, что никто не хочет признаваться, что поддерживал его на выборах. В свое время такое было в Киеве с Черновецким. Сначала все его расхваливали на все лады, а через год уже никто за него, оказывается, и не голосовал.

Костусев провалил все, что мог провалить. В городе явно застой. Эта его неуверенность, нежелание и неспособность взять на себя ответственность. Во всем у него виновата предыдущая власть. А аэропорт? А поборы с предпринимателей? А эта бахвальная самореклама на каждом шагу? Просто противно. Даже не хочу говорить о нем.

- Хорошо, давайте поговорим о Законе «О доступе к публичной информации». Вы считаетесь в нем экспертом?

- Эксперт – это громко сказано. Эксперты – это те люди, которые более десяти лет добивались принятия этого Закона. Я являюсь главой профильного комитета общественного совета при облгосадминистрации и возглавляю организацию, которая занимается мониторингом выполнения Закона в Одесской области. Это приоритетное направление для «Демократического Альянса». Закон дал нам возможность контролировать каждый шаг власти. Любой документ, будь то декларация мера, генеральный план или платежка о закупке краски для ремонта вашего дома, должен быть публичным и доступным для граждан.

- Это в теории. А на практике? Вот как Вы, например, получили декларацию о доходах мера?

- Пока рано делать какие-либо выводы о практике. Чиновники только учатся работать с Законом. Результаты нашего мониторинга показывают, что пока что Закон скорее мертв чем жив, но постепенно ситуация улучшается. В нем предусмотрено более десяти очень важных и полезных для общества механизмов. Пока работает только один, да и то с перебоями. Я имею в виду запросы на информацию.

Как я получил декларацию? Это очень долгая история. Я о ней уже говорил и писал. Если коротко, то после нескольких часов пререканий и исправления в запросе всех возможных зацепок для отказа его все-таки зарегистрировали. Уровень знания Закона начальником управления по обращениям граждан Романенко меня просто потряс. Мне говорили такие причины для отказа в принятии запроса, которые вызвали хохот и недоумение даже на семинаре для региональных координаторов по мониторингу в Киеве. А уж эти люди знают ситуацию с реализацией Закона по всей стране.

- Каковы Ваши ближайшие шаги по реализации Закона?

- На днях будем рассылать очередные запросы на глав всех районных администраций, районных советов и мэров всех городов Одесской области. Цель запросов – узнать, как у них продвигаются дела с реализацией Закона, какая нужна помощь. Ведь мы в рамках работы партнерства общественных организаций «Новый гражданин» разработали все необходимые инструкции, все бланки, все внутренние документы, издали несколько методичек. Но достучаться до чиновников очень сложно. Они без распоряжения сверху ничего делать не хотят. А те, кто сверху, занимаются расправой над политическими оппонентами вместо того, что бы подписать документы, которые, по Закону, Кабмин должен был опубликовать еще в июле.

- Раз уж Вы затронули тему расправы над оппонентами, то как Вы относитесь к решению суда против Юлии Тимошенко, которое было озвучено вчера?

- Я лично никогда не симпатизировал Юлии Владимировне. Считаю ее популисткой и не очень чистоплотным политиком в вопросе подбора кадров. Но после вчерашнего решения даже мы разместили заявление о том, что Украина стала авторитарной страной. Я обратился в международный секретариат «ДемАльянса» с просьбой инициировать решение YEPP (Молодежь Европейской Народной Партии) касательно ситуации в Украине. YEPP – это самая влиятельная молодежное объединение в Европе, поскольку их материнская партия имеет большинство в Европарламенте. Так исторически сложилось – что «ДемАльянс» представляет Украину в этом объединении и имеет там вес. Наш международный секретарь одновременно являлся вице-президентом этого объединения. Поэтому мы приложим все усилия для принятия европейскими политиками максимально жесткого решения по отношению к украинским властям. Не из любви к Тимошенко, а потому, что власти перешли все границы. Завтра могут прийти к каждому, кто думает не так, как нравится властям. Меня как общественного деятеля это особенно волнует. Сегодня у меня самого будет суд. Пусть и по пустяковому обвинению. Но это тревожный звоночек. Власти пробуют использовать суды как инструмент для запугивания людей. У меня дочь и жена на шестом месяце беременности, и я хочу, чтобы они жили в нормальной стране, а не в стране, где нужно держать вещи собранными, потому что за любым порядочным человеком рано или поздно придут. Мы уже проходили это пятьдесят лет назад. Больше как-то не хочется.

- Как жена относится к Вашей деятельности? Наверное, жизнь общественного деятеля не очень спокойная?

- Да где уж там! Покой нам только снится. Но жена у меня – умница. Она меня понимает и поддерживает во многих моментах. Иногда, конечно, попилит слегка, чтобы я меньше занимался чужими проблемами и вспоминал о собственных. Но это бывает редко. Пока не родилась дочь, она вообще была моей правой рукой по работе в «ДемАльянсе».

- А как родственники относятся к провокациям против Вас? Я помню, весной в городе расклеивали листовки, где Вы изображались в шинели офицера СС. Сейчас «АТВ» крутит ролики, где Вы позиционируетесь как провокатор и националист. Друзья в гости ходить не боятся?

- Нет, друзья уже привыкли. А вот те, кто знают меня плохо, реагирую порой очень эмоционально. Зато от них я узнаю, что где-то снова против меня что-то запустили.

- Как Вы думаете, кому это нужно? И какой смысл в этих действиях?

- Кому это нужно, понять не сложно. Как только мы начинаем критиковать власть и затрагиваем ее болевые точки, тотчас Алексей Черный становится националистом, фашистом, террористом или провокатором. Уж делали бы из меня монстра постоянно. Так нет, они дождутся, когда мы их прижмем в каком-нибудь вопросе, и тогда вспоминают о черном пиаре. Детский сад.

Что касается смысла этих провокаций, то власти, наверное, считают, что они портят мою репутацию и отталкивают от меня людей. Но сколько не говори «халва», во рту сладко не будет. Те, кто меня знают, над этими роликами смеются, а те, кто не знают, начинают интересоваться, что это за ужасная организация под названием «ДемАльянс». А в Интернете ведь так просто всю информацию не поменяешь. Мы работаем в Одессе уже пять лет. И это порядочное количество позитивной информации. И зачеркнуть ее одним роликом или расклейкой листовок не выйдет. Конечно, они портят слегка нервы, но не очень. «Собаки лают, а караван идет...»

___

Оригінал інтерв'ю розміщено на сайті інтернет-видання "Репортер"

Всі новини

© 2011–2024 | Команда ДА